Незнакомец, для участия в форумах и получения больших возможностей - зарегистрируйтесь.
База участников  ЧаВо  Регистрация  Войти   

Главная
Новости
История
От редакции
Информация
Публикации
Фото
Кинозал
Форумы
Вход
Пользователь Пароль    
Поздравь!
сегодня
mayorov, Arkan, ВОЛОДИН, akatonbo
завтра
АСКЕРОВ, РВЧР, Алес, n-andrey, Мамбетов
скоро (+7)
Палыч, drew, Ревяков, Tomcat, ГАВ75, Киря, Уваров, Петрук, Федотов Р.А., БараненкоЕА, m2k49, Дмитриев, Fardin7777, Stec, Говорухин Вячеслав, ГОРОХОВ ЕВГЕНИЙ, azun, Alevad
На линии
  Сейчас: 523 гостей, 0 из 1 474 зарегистрированных участников:
Нахимовцы сняли фильм

Добавил admin 20 марта 2005 г. (RST)

Мы надеемся, что делаем благое и полезное дело. Надеемся, что от нас чуть-чуть зависит, каким останется в глазах потомков не только училище, но и все наше время...

Утомленные морем…

 

21 июня 2004 года исполнилось 60 лет уникальному учебному заведению – Нахимовскому военно-морскому училищу. И уникальность его не только в том, что оно единственное в мире.
Каждый год сотни мальчишек со всей страны впервые переступают порог овеянного славой и ослепительно великолепного дома корабля на Петроградской набережной. За стенами этого здания обретает реальность и наполняется жизнью искренняя детская мечта о море, здесь маленькие по годам люди становятся большими по силе духа, уже в ранней юности возлагая на себя миссию защитника, способного уберечь от беды свой дом, свою семью, родных близких. Здесь нет смысла говорить дежурные слова о патриотизме – любовью к Родине, морю, удивительно бесконечной дружбой пропитана каждая клеточка училища.
Нахимовское училище было создано, чтобы чтить и продолжать вековые традиции российского флота. Кодекс чести нахимовца основан на принципах Императорского Морского корпуса, образованием нахимовцев всегда занимались только лучшие педагоги. Высокие судьбы выпускников училища – не пустые слова. Отважные морские офицеры, герои – подводники, выдающиеся ученые, адмиралы и профессора, министры и академики, строители и спасатели, писатели, поэты и художники, более 10000 в высшей степени достойных граждан своей страны, это ли не лучшая характеристика учебному заведению, ставшему за пол века живой легендой?
Нахимовское училище уже давно настоящий символ города на Неве, такой же, как шпиль Петропавловской крепости, как белые ночи, как разводные мосты. Нахимовское училище – целая страница истории России и ее Военно-морского флота, уникальный институт по подготовке и воспитанию ответственных за гражданскую чистоту общества людей. Нахимовское училище - критерий, оценка государству в его поистине отеческой миссии – заботе о настоящем и будущем наших детей.
Так это было шестьдесят лет назад.
В жаркие летние военные дни 21 июня 1944 года вышло постановление правительства, приказ №745 об организации в городе Ленинграде военного морского подготовительного училища для детей-сирот военнослужащих, сержантов старшин, офицеров и рядового состава армии и флота, погибших в годы Великой отечественной войны. В организации училища самое активное участие приняли прославленные адмиралы Кузнецов и Исаков. Училищу было дано имя в честь героя Синопа, Наварина и обороны Севастополя легендарного Павла Степановича Нахимова. Училище расположилось в живописнейшем месте Санкт Петербурга, на брегу Невы в здании училищного дома Петра Великого. Это подарок города Императору, Отцу Отечества на 200 летний юбилей северной столицы. Удивительное красивое здание училищного дома в стиле петровского барокко находиться в непосредственной близости от того места, где и начинался город – рядом с домиком Петра.
В феврале 2003 года вышла в свет книга писателя Владимира Грабаря «Нахимовское училище. История. Традиции. Судьбы». В этой смелой книге автором, нахимовцем 1965г. выпуска был собран огромный, удивительный материал. По мере чтения, глава за главой, училище представало, как явление общекультурное, многообразное, часто противоречивое и даже парадоксальное. Оно в значительной мере отличалось и от того розоватого образа, что сохранился в памяти с детских лет, и от сложившегося клише советских времен. Книга исполнена откровения, которое может быть достигнуто только в кадетской среде, многое написано со слов воспитанников. Восхитительный исторический материал, глубокое знание предмета, тонкий анализ судеб нахимовцев, офицеров, преподавателей и всех тех, кому пришлось соприкоснуться с неповторимым миром Нахимовского училища – вся книга пропитаны чувством благодарности, которое испытывает каждый выпускник по отношению к своей alma mater.
Идея фильма о Нахимовском военно-морском училище сложилась сама собой сразу после того, как была перевернута последняя страница. Наверно грубо и неприлично говорить, что захотелось дополнить книгу Владимира Константиновича, но это так и только в той ее части, которая описана единственной фразой: «…мы не просто мечтали о море, мы им дышали». Да, в голове с новой силой вспыхнули детские воспоминания и мечты. А именно их в эпосе о Нахимовском училище и не хватало. Произведение В.К. Грабаря - вдумчивое и гармонично выстроенное изложение, в котором сиюминутное отделено от вечного, зерна то плевел. Такой и должна быть книга, посвященная училищу, сама представляющая собой, безусловно, явление историческое. В фильме все с точностью наоборот – история и судьба училища, здания тесно переплетена с мечтой и переживаниями мальчишек, нахимовцев наших дней. Подобный тандем представляет зрителю возможность самому, искренне и полноценно оценить этот удивительно чистый мир – мир маленьких матросиков и их дома-корабля.
Слово чистый подобрано не случайно. Да, старательно покопавшись в истории училища, его можно с равным успехом и возвеличить, и уничтожить. Наиболее уязвимое место этой истории - сама идея содержания детей в армии. Но детское воинское воспитание существует тысячелетия, из них два с половиной века в форме кадетских корпусов, и до сих пор оно давало блестящие результаты. Нахимовское училище существует шестьдесят лет, и его выпускники ничуть не уступили своим благородным предшественникам. Незадолго до начала работы над фильмом в училище приключилась всем известная история с дракой, ставшая для всех воспитанников, настоящих и прошлых лет, серьезным испытанием. Училище пережило не одно потрясение, одним из которых необходимо считать трудное время 1990-х годов. Для детей в форме в стране не было ни денег, ни тепла, ничего, кроме вновь оживших традиций дореволюционного кадетского движения. Сложная обстановка была и в самом училище. Последствия той разрухи ощущаются и сейчас. Такова жизнь. В истории училища, как и в истории флота, периоды взлета чередуются с периодами запустения. И сегодняшнему, далеко не лучшему периоду можно найти исторический аналог. Этот случай с дракой - далеко не самый страшный. Нахимовец любого поколения может вспомнить такое, отчего у современного знатока нахимовской жизни вздыбятся волосы. Да и сама драка пятнадцатилетних подростков, случись она в другом месте, не вызвала бы такого ажиотажа.
Бывало всякое! А чего же не было? Не было царящего теперь беспечного отношения к жизни, к судьбе страны и защите Родины. Не было уничижения армии и презрения к военным. Не было фактически безразличного отношения властей к детским военным училищам, воспитанники которых по своему определению должны находиться на государственном обеспечении, ибо впереди у них – беззаветное служение Отечеству. Многое, чего раньше не было, теперь у одних вызывает восторг у других - недоумение.
Моряки создали Россию. И будущая ее судьба на морях. Ни одна страна в мире не имеет Министерства речного флота, кроме России с ее великими реками. А все реки стремятся к морям, кои суть только части Мирового океана, который занимает две трети планеты. Все россияне, живущие на берегах даже малых речек, способных удержать весельную лодку, живут и на берегу Мирового океана. Существует сильное движение океанских гребцов, пересекающих на веслах океаны. Каждый россиянин, оттолкнувшись от берега родной речки, может приплыть даже на гребной лодке в любую часть Мирового океана. Вот почему, обладая мощной и разветвленной сетью речных путей, русский народ единственный в мире, который вышел с первых шагов на историческую арену, в буквальном смысле, как нация, являвшаяся морским сообществом…
… Американцы в начале наших перестроечных кувырканий издали увесистый фолиант - альбом фотографий, рисующих один день из жизни нашей страны от Балтики до Курил. Только один объект в нашем Отечестве удостоился быть запечатленным пять раз. Это не космодром, не Большой театр, не Московский университет и не прокатный стан. Древний державный инстинкт и на этот раз не подвел англосаксов - особое восхищение янки вызвало единственное в своем роде в мире Петербургское Нахимовское училище. Американцев поразили духовная собранность, нравственная просветленность и здоровье наших мальчиков. Но не только это. Американцы считают флот опорой своей страны и главной ударной силой Америки. Морская пехота - гвардия и оплот не только американской армии, но и эталон американского духа. От Британии они переняли не только, как им кажется, роль владычицы морей, но и острый интерес ко всему, что имеет отношение к морской мощи. От их взора не ускользнуло, что училищем руководит адмирал Столяров, Герой Советского Союза, знакомый с глубинами Мирового океана недавний командир атомной подводной лодки. Американцев, должно быть, взволновало не только училище, что расположено в одном из красивейших зданий города, но и стоящий под окнами нахимовцев у гранитной невской стенки крейсер «Аврора», как многозначительное напоминание о беспримерной социальной активности моряков, которую они проявили с начала столетия на всем пространстве России. Что делает море с людьми? Почему так преображаются обыкновенные парни, надев морскую форму? Не начинает ли их формировать образ, к которому они невольно чувствуют свою причастность? Когда это началось? Не Петр ли своей неразгаданной и невиданной доселе на земле личностью дал импульс всей России? Или это сила традиции, ритуала и боевого отбора в узких границах палубы: замешкался - погиб. Зафамильярничал с устоями или начальством - тоже погиб, и не один. Все наставники нахимовского училища единодушны - через месяц курсантов уже не могут узнать их родители. А еще через два месяца, после парада на Красной площади, эти вчерашние восьмиклассники уже мужчины. Так возвышает и крепит юные сердца причастность к государственной поступи и ответственность. Говорят, когда в океане два военных корабля встречаются, то командир в нарушение правил Устава осведомляется через громкоговоритель у встречного корабля, нет ли на борту бывших нахимовцев. Нет сильнее уз, чем офицерское, флотское братство, закаленное в детстве причастностью к высокому служению и особостью судьбы. Когда мальчик вскидывает голову, равняясь на флаг в воинском строю, он испытывает волнение, с которым не сравнится никакой обряд - ни церковный, ни светский. Став офицером, он будет каждый день, поднимаясь по трапу родного корабля, отдавать честь флагу Отечества. Он никогда не болтает на эту тему. Нахимовец чистым сердцем подростка мгновенно улавливает, что он приобщен к некоей волнующей святыне. Он постигает сразу, что подотчетен поколениям тех, кто тысячи лет созидал русскую государственность. Сколько людей отдали свои жизни за любовь, за корысть, за азарт. Сопоставьте эту горсточку безумцев с теми, кто погиб за Отечество, и вы поймете офицеров, знающих о своей исторической вахте. Перед парадом на Красной площади нахимовцев возили под Москву к полям Белого Раста, где морские пехотинцы зимой сорок первого, сбросив маскхалаты и надев бескозырки, тридцать пять минут бежали под гору под пулеметным огнем. Могли залечь. Но не стали слушать команду. Не стали окапываться, ничего не желали слушать, пока не сошлись врукопашную в первой линии вражеских траншей. Откуда эта наша флотская неудержимость и эта окрыленность? Где ее истоки? Не в Святославовом ли кличе: «Иду на вы!» Не в потешных ли полках Петра получила новую огранку славянская духовность? Кому сегодня мы должны передать традиции воинского подвижничества нашего флота, которое есть несметное наше национальное достояние? Такие люди есть. Они ждут моряков. В век вещизма и гитарно-эстрадной расслабленности есть в нашей стране когорта всеми забытых, но самых чистых и беззащитных романтиков, оставшихся верными широким горизонтам, сверкающим далям, крылатости и отваге. Это - мальчишки из сотен клубов юных моряков, что в устьях наших рек и на морских побережьях. Они по сути пасынки всех ведомств, живущих зашторенной, узкой жизнью. При малых средствах эти клубы часто становятся местом отстоя списанных с торгового флота за пьянство или иные причины людей. Получается, что юные романтичные ребята попадают иногда в руки ущербных взрослых. Но эти дети верны морю и небу, ибо сюда, бесспорно, надо отнести и тех, кто мечтает о морской авиации, и тех, кто отважно бросается со склонов на дельтапланах, и тех, кто на планерах ловит в поднебесье потоки, и всех, кто раскрывает парашюты или мечтает о создании флота дирижаблей. Все они верны не моторам прежде всего, а восполнимым и благородным ресурсам планеты - ветру, воздуху и воде. Перед мысленным взором этих мальчиков - море как боевая традиция флота, море как глубокий мир природы, как стихия с белыми крыльями парусов, море, наконец, как необъятный мир, раздвигающий душу ребенка, и как знание гармоничной и строгой корабельной архитектуры, а это уже созидание, как и всякое зодчество. Офицеры американских атомных подводных лодок признавались после долгих автономных плаваний, что, когда нервы бывали на пределе и сердце сжималось тоской в темных глубинах океана, выстоять помогали воспоминания о курсантской практике под белыми парусами, полными ветра. Мы же в 60-х годах начали кампанию уничтожения парусников, по обыкновению подрубив сук, на котором сидели. Сначала лишили парусников все военно-морские училища. Передали их тогда в училища торгового флота. Затем, чем больше в обществе было бездуховности, застоя и потных очередей за дефицитом, тем меньше в чести становились парус, море, небо и идеализм. Парусники из морского флота ушли в училища рыбного флота. Почему наши офицеры юность свою должны проводить только около железок, механизмов, металла - среди одуряющих серийных штамповок, к тому же вне семьи и тепла, леса и лугов? Парус и ветер - это символ духовности, как и море в целом, с его таинственными глубинами, течениями и бурями. В морских просторах заложен могучий бессознательный ресурс, который, отражаясь в морских традициях, закаляет психику, вырабатывает осанку, развивает духовный кругозор. Дети уже устали от металла, бензина, гари, грохота, асфальта и бетона и их порождения - завывания рока. Не потому ли они убегают из дому и просятся на работу на конюшнях, готовы на любой тяжкий труд, чтобы быть поближе к живому. Это великий духовно-тектонический сдвиг. Стрелка качнулась к живому и вечному. Юность потянулась и к храмам, и к парусникам. Выразителем великих этих сдвигов и настроений стали беспримерные подвиги Федора Конюхова на морских просторах, среди льдов и на горных кручах. Защита детства, духа и флота, а значит и будущего России требует нашей немедленной реакции.
Книга В. К. Грабаря получила живой отклик, а ее автор – самые разные высказывания о себе и об училище. Но, не смотря ни на какие суждения, книга живет. Она побуждает взяться за воспоминания других нахимовцев. В том числе, режиссера фильма и его близких друзей – нахимовцев, воспитанников разных годов, создавших кинокомпанию «Надежда» для реализации задуманного проекта. Постепенно ликвидируется явный недостаток истории училища – практическое отсутствие сведений о судьбе и достижениях его выпускников. Когда этот недостаток будет восполнен, уверяем вас, ни у кого не возникнет желания выступить против училища. Никому не придет в голову, никто не посмеет назвать нахимовцев «моральными уродами», как это делается теперь. Книга представлена на соискание Анциферовской премии 2003 года, девизом премии является название книги Н. П. Анциферова «Душа Петербурга». Видимо, Нахимовское училище все еще занимает в этой душе сокровенное место.
О книге сказано много не случайно. По просьбе режиссера, Владимир Грабарь написал сценарий к фильму, который должен повторить структуру книги, в нем должны быть заложены те же принципы, главный из которых – правда, историзм. Это, собственно, режиссера и привлекло. Режиссер - нахимовец 1984 года выпуска Александр Сирый, между ним и Владимиром Грабарем 20 лет. Это существенно. Но именно это наделило проект фильма удивительной энергией и силой. А еще, искреннее желание помочь училищу восстановить его поруганную честь и достоинство, участие в фильме самих нахимовцев.
Оказывается, в училище не все так плохо, как пишут газеты. Ведь съемочная группа снимала не художественный фильм и не в павильоне. Снято то, что есть. Более того, съемки производились в той самой роте, где случились эти пресловутые беспорядки. И, что же? Трижды оплеванный командир роты на деле оказывается заботливым и любимым нахимовцами человеком. В обустройство роты он вкладывает свои деньги. Под его начало стремятся попасть другие офицеры, и как-то трудно поверить, что один из них «равнодушно взирал» как бьют главного героя разразившегося скандала. А мальчишки, нахимовцы? Все бы были такими садистами, в стране бы преступности не было!!! Прекрасные, честные, образованные и физически закаленные ребята, каждый – яркая личность. Здесь нет места предательству, здесь живут забытые гражданским обществом понятия долга и чести. И уж конечно трудно назвать нарушением прав человека хорошее образование отсутствие наркотиков. Надо четко понимать – рентабельность некоторых современных «писателей» целиком и полностью зависит от скандала, усиленного безнравственностью вложенного в их руки пера, а это значит, что ярко, зрелищно и сенсационно будут выглядеть грязные сообщения о признанных обществом высоконравственных объектах. . Но даже на этом фоне форматной погони за сенсацией вопиющим оказался факт появления ряда пошлых скандальных статей, касающихся Нахимовского училища, которое, помимо всего прочего, создавалось затем, чтобы помочь детям, потерявшим родителей, и продолжает свою благородную миссию до сих пор. Сейчас в НВМУ обучается 80 полных сирот, и десятки ребят, потерявших одного родителя. Офицеры-воспитатели и педагоги при всех трудностях нашего невоенного времени отдают все силы на их воспитание и образование, делают все возможное, чтобы согреть застуженные улицей души воспитанников.
Нахимовцы – достояние нашего города, нашей Родины, это наши собственные дети. Безапелляционно тиражировать никоим образом не проверенные гадости, позволять себе импровизировать на самые низменные, недостойные взрослых профессиональных людей темы о жизни нахимовцев в училище – все равно, что предать, бросить в грязь, растоптать родного ребенка.
Развращенный ум не в силах представить, насколько чисты помыслы юных нахимовцев. Наверное, трудно представить и то, что в наше меркантильное время у детей есть бескорыстная мечта о море, что, не взирая на все происходящее на флоте, они хотят стать командирами кораблей и подводных лодок. «И правильно делают, – говорит Владимир Грабарь. - Когда мы в 1960-х годах учились в Нахимовском, флот резали под чистую, но после окончания долгой учебы, мои однокашники вступили на мостики современнейших кораблей».
Когда будет готов фильм, ребята, снявшиеся в нем перейдут на третий курс. Еще через год они закончат учебу в училище, а затеянная свара, может, будет продолжаться. Но когда-нибудь она закончится и забудется. В наших силах сделать это как можно быстрее. Так, что же следует снимать о Нахимовском училище?
Надо сказать, что документальные фильмы об училище появляются раз в 20 лет. Этот отличается тем, что соединяет историю с настоящим. Съемочная группа провела большую архивную и редакторскую работу, разыскала затерянную в портовых гаванях старую шхуну «Надежда», на которой первые нахимовцы проходили морскую практику. Раньше эта шхуна принадлежала национальному герою Германии, легендарному рейдеру, последнему парусному корсару 20 века, графу Феликсу фон Люкнеру. Шхуну вывели в море с современными нахимовцами на борту. Это – символ, символ преемственности, символ мечты. И свое название созданная кинокомпания получила по имени этой шхуны, заявив тем самым тон будущего фильма. Снято панно «Петр I во время Полтавской битвы» Кустодиева, которое раньше висело в зале Училищного дома, уже 80 лет оно лежит в запасниках Русского музея и никто даже не знает, как оно выглядит.Фильм наполнен живыми рассказами нахимовцев первого выпуска 1948 года. Все это – возвращение истории. Рядом с такими кадрами не вяжется то, что предлагают снимать доброхоты, каким-то образом столкнувшиеся с отрицательными сторонами жизни училища. Конечно, проблем у училища немало, как и у всего флота. Любой автор, столкнувшийся с нахимовской темой, нынче находится в положении всадника, который стоит над раненной лошадью и решает: прикончить верного друга или спасти его. Выбор за человеком.
Несомненно одно – страна в большей своей массе соскучилась по документалистике, отражающей ее светлые и благородные стороны. В преддверии 60 ти летия победы над фашизмом, триумфа нашего народы в борьбе за свободу наций это особенно важно.
Мы, нахимовцы, снимаем фильм о нахимовцах. Основная цель – восстановление поруганной чести и достоинства Нахимовского военно-морского училища. Мы снимаем фильм о его истории, и его воспитанниках. Об уникальном институте, делающем из несносных мальчишек образованных людей, ответственных за гражданскую чистоту общества, о людях, свято чтящих традиции Российского и Советского Флота. И мы хотим сказать всем матерям: «Нахимовец» - звучит гордо! Иначе и быть не может! Ведь в этом имени живет память прославленного адмирала. И конечно это фильм о мечте.
В фильме много интересного и не только для людей, близких кадетской теме. Большая историческая часть, хроника, рассказы первого выпуска, жизнь современных нахимовцев, корабли и море, море, море…
Власть забыла о своих родительских обязанностях. Училище фактически брошено на произвол судьбы, поднимаются вопросы о передаче исторического здания частным инвесторам, «Комитет солдатских матерей» продолжает хищнически терзать ранимую совесть мальчишек, формируя в ослабленном обществе мнение о детском военном воспитании как вопиющем нарушении прав человека. Но ни власть, ни «матери», ни кто-либо другой – это еще не Родина. На нее «sale» не повесишь. Так что судьба у нас одна – надеть чистое белье, новое обмундирование и до конца выполнять свой долг.
Мы надеемся, что делаем благое и полезное дело. Надеемся, что от нас чуть-чуть зависит, каким останется в глазах потомков не только училище, но и все наше время. Работая над фильмом об училище, мы, нахимовцы, в первую очередь заинтересованы в том, чтобы у мальчишек в морской форме с буковкой «Н» на погонах были не только славная история, но и самое светлое будущее.
Кинокомпания «НАДЕЖДА» искренне верит, что выпуск нашего фильма будет способствовать поднятию престижа профессии морского офицера и восстановлению положительного образа воспитанника Нахимовского училища. И верным подспорьем в этих чаяньях служат нам нынешние мальчишки, продолжающие приходить в стены знаменитого дома-корабля. В их действиях нет ни корысти, ни фальши. Их помыслы поистине чисты и не по возрасту благородны.

 

Кинокомпания «Надежда»
http://www.nvmu.ru


Средний рейтинг:
Группа "НВМУ" в военно-морской социальной сети "На флоте". Найди или создай группу своей роты, класса!






Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
KMindex
 
©2001-2013 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Все права защищены. Связь с редакцией. Создание сайта произведено ProLabs.